Машины ITC помогают сохранять наследие ЮНЕСКО
Оригинал статьи (.pdf)С конца марта 2015 года машины ITC ведут работы на Ретийской железной дороге, объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, помогая восстановить тоннель Глетчерас.
Железнодорожная ветка, соединяющая восточную часть Швейцарии и север Италии – Альбула и Бернина, с 2008 года входит в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Этот участок Ретийской ж/д является уникальным инженерным и строительным сооружением, многие называют ее самой красивой горной железной дорогой в мире. Представьте: медленно взбирающийся на высочайший альпийский перевал поезд затем также медленно спускается по закрученному в спираль тоннелю, который буквально парит в воздухе…
Один из тоннелей и предстоит бережно восстановить машинам ITC, которые выбраны благодаря своей надежности, компактности и гибкости.
Исходные данные
Тоннель Глетчерас имеет протяженность 334 метра и расположен в окрестностях Бергюна, швейцарской коммуны. Глетчерас стал первым тоннелем Ретийской ж/д, который восстанавливается в соответствии со «стандартным методом прокладки тоннелей». Все работы должны выполняться в ночное время, чтобы не мешать движению поездов, каждые сутки выделяется только 8 часов.Запланировано участие машин ITC: тоннельного экскаватора Schaeff TE 210 и проходческого комбайна с гидромолотом и ковшом ITC 320.
Общая схема восстановления согласно стандартному методу такова. Сначала снимается щебеночный балласт, подошва углубляется до уровня -1,20 ниже верхней отметки. Затем каменная кладка удаляется, профиль расширяется на 1 метр и фиксируется анкерными крепями и набрызг-бетоном отрезками по 1,5 метра. Тоннель отделывается сборными ж/б элементами, после чего балласт и пути укладываются на прежний уровень.
Работы машин ITC разделены на 2 этапа.
Этап первый: снижение уровня подошвы
На данном этапе, который был выполнен с конца марта 2015 по май 2015 года, применялся комбайн ITC 320. После снятия очередного путевого звена комбайн подъезжал к месту работы и снимал балласт. Здесь же ударами гидромолота углублял подошву на 50 см. В тоннеле Глетчер порода имеет сланцевую структуру, что обеспечивало высокую скорость работы. Этому способствовало и уникальная комбинация гидромолот + ковш, с которой работает ITC 320. Комбайн в течение нескольких секунд может перейти от ударов молотом к погрузке ковшом отработанной породы в вагонетку.Именно проходческий комбайн ITC имеет отличительное преимущество – непрерывная работа. Сначала оператор сосредоточен на работе молота, затем он контролирует загрузку материала на лоток.
В конце рабочей смены подвозились и устанавливались в нужном месте сборные элементы подошвы, укладывались временные рельсы.
Этап второй: работа по отбойке на своде тоннеля
Второй этап стартовал в мае 2015, окончание ожидается в ноябре 2016 года. Задача тоннельного экскаватора Schaeff TE 210: выполнение работ по отбойке на своде и дальнейшая загрузка.В зоне действий контактная сеть отсутствует, но благодаря телескопичности и системе контактного провода, машина работает без препятствий. Также защиту обеспечивает и «тоннель в тоннеле», который не позволяет элементам свода обрушиться.
Общая схема работы TE 210:
- После демонтажа воздушной контактной сети подается защитный щит «тоннель в тоннеле», а рельсы прикрываются стальными плитами на пятиметровом отрезке.
- TE 210 доезжает до места работы и выполняет демонтаж крепи. Рабочий орган – ковш или молот в зависимости от крепости породы. Демонтаж выполняется до получения заданного профиля.
- Вынутый материал загружается в вагонетку при помощи колесного погрузчика.
- Экскавация завершается установкой анкерных крепей. Все работы завершаются обделкой тоннеля слоем набрызг-бетона.